Триплекс (ламинированное стекло)

Триплекс

Триплекс, или как его еще называют «многослойное ламинированное стекло» — это изделие, получаемое путем склеивания нескольких листов (два или более) специальными пленками. Триплекс (ламинированное стекло) используется во многих сферах, но в данной статье мы постараемся рассказать Вам об использовании его в интерьерах и различных стеклянных конструкциях.

В рамках статьи мы постараемся рассмотреть следующие моменты:

  • Как и кто придумал триплекс.
  • Особенности производства.
  • Сферы применения.
  • Преимущества.

Как и кто придумал триплекс?

Когда-то давно, один французский химик по имени Эдуард Бенедиктус, в ходе проведения своих экспериментов, нечаянно зацепил колбу, которая, на его удивление, при падении не разбилась, а всего лишь немного растрескалась, сохранив при этом свою изначальную форму. В этой колбе ранее хранился эфирно-спиртовой раствор нитрата целлюлозы, который, в свою очередь, испарившись, оставил на стенках сосуда слой нитрата целлюлозы.

В те времена стекла автомобилей изготавливались из обычного стекла, что, во время аварий, за счет того, что стекло разбивалось на острые осколки, часто приводило к большому числу ранений пассажиров и водителей. Прочитав в газете об одном из таких случаев, Эдуард вспомнил об своем недавнем наблюдении и решил разобраться с этим вопросом.

Немного поэкспериментировав,  он нашел решение. Суть его была в том, что слой нитрата целлюлозы (раствор коллодия) помещался между двумя стеклами. Далее стекла с прослойкой дополнительного слоя нагревалась. За счет температуры происходило плавление внутреннего слоя и стекла склеивались друг с другом. В результате этого открытия, в ноябре 1909 года Эдуард Бенедиктус получает патент на безопасное стекло, которое он называет «Triplex». А в 1911 году он основывает и открывает фирму под названием «Société du Verre Triplex».

Плакат Société du Verre Triplex
Взято с Яндекс.Картинки

До момента повсеместного использования триплекса в автомобилестроение (первым его начал использовать Генри Форд), заинтересованность в изобретении Эдуарда проявили военные. Именно во время Первой мировой войны триплекс начал массово использоваться в качестве стекол противогазов. А вот практическую пользу в автомобильной промышленности начали оценивать лишь после 1919 года. И только спустя 15 лет, после того, как триплекс начал внедрять в свои автомобили Форд, другие производители автомобилей стали массово применять триплекс в качестве ветровых стекол своих автомобилей.

Особенности производства триплекса.

Пленочная технология изготовления триплекса.

В настоящее время существует две технологии изготовления триплекса:

  • Заливной триплекс — склеивание стекла осуществляется за счет заливания между стекол специальной склеивающей жидкости, которая в дальнейшем полимеризуется под воздействием УФ-облучения.
  • Пленочный триплекс — склеивание стекол осуществляется за счет воздействия высокой температуры и давления готовой полимерной пленкой.

Мы будем рассматривать наиболее популярную пленочную технологию изготовления триплекса.

Пленочный триплекс

Для изготовления триплекса между очищенными и обезжиренными листами стекла прогладывается специальная ламинирующая пленка (от этого и идет название, как ламинированное стекло). В специальных пакетах (из EVA пленки) откачивается воздух для предупреждения образования воздушных вкраплений. Следующим этапом происходит процесс триплексования в специальном автоклаве: осуществляется нагрев до нужной температуры и стекла сдавливаются под прессом. В результате этого пленка сплавляется и происходит склеивание стекол между собой.

В качестве исходных стеклянных листов могут быть использованы: листовое стекло марок М0, М1, М2 , узорчатое, армированное, окрашенное в массе, закаленное, солнцезащитное, энергосберегающее стекло с твердым или мягким покрытием.

Для изготовления строительного триплекса допускается применение органического стекла (в качестве внутренних слоев), поливинилбутиральные пленки (по ГОСТ 9438) и другие полимерные и силикатные материалы по нормативным документам, которые могут отличаться по типу и составу материала, механическим и оптическим характеристикам.

Непосредственный процесс изготовления пленочного триплекса может занимать 4-5 часов. Если рассматривать вариант триплексования сырого (незакаленного) стекла, в этом случае добавляется еще один этап — это шлифовка или полировка торцов готового изделия. Если триплексуется закаленные стекла — процесс полировки или шлифовки полотен осуществляется до момента триплексации. Торцы каждого закаленного стекла полируются отдельно.

Сферы применения

В настоящее время триплекс является очень распространенным листовым материалом. За счет своей невероятной прочности ламинированное стекло получило очень широкий спектр использования.

Он применяется не только абсолютно во всех лобовых стекла автомобилей, самолетов, поездов… Но также, его применение широко распространено в  изготовлении:

  • Стеклянных козырьков;
  • Лестниц и полов из стекла;
  • Стеклянных перегородок;
  • Витрин торговых и бизнес-центров;
  • Балконов и атриумов;
  • Бронированных стекол банков;
  • Фасадных конструкциях;
  • и многих других конструкциях, использующих в качестве заполнения стекло.